пятница, 6 ноября 2015 г.

Нетрадиционные методы проведения уроков физической культуры в начальной школе

Содержание:
1. Введение. Значение физического воспитания в начальной школе.
2. Подвижные игры и игровые упражнения на уроках физической культуры, их роль в развитии основных двигательных качеств у учащихся начальной школы. Игровые упражнения (сюжетный урок) «прогулка в лес».
3. Игры и упражнения для развития быстроты движения.
4. Игры, развивающие скоростно-силовые качества. 
5. Игры для развития ловкости.
1. Введение. Значение физического воспитания в начальной школе.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физическими и психологическими особенностями. С началом учёбы значительно растёт объем умственного труда детей и ограничивается их двигательная активность, возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственных способностей.
Основными задачами физического воспитания младших школьников являются:
- Укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию
- Формировать двигательные умения и навыки
- Вооружать учащихся знаниями о физической культуре, спорте, гигиене, правилах закаливания
- Развивать двигательные (физические) качества
- Формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ею
- Воспитывать позитивные морально-волевые качества
Правильное физическое воспитание учеников начальной школы – необходимое условие для нормального развития организма ребёнка. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих сверстников, которые имеют правильный двигательный режим.
Выдающийся педагог В.О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей – важнейшее задание учителя.
В программе физического воспитания учащихся 1 - 3 классов сказано, что подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения задач развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображение, внимание, воспитание инициативности, самостоятельных действий. Многообразные двигательные действия, входящие в состав игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных, скоростно-силовых, быстроты реакции, ориентированию в пространстве.
В 1-3 классах закладываются основы игровой деятельности направленное на совершенствование естественных движений (ходьбы, бега, прыжков, метаний), элементарные игровые умения (ловли мяча, передача, броски, удары по мячу).
Из собственного опыта, наиболее полюбившиеся младшим школьникам уроки, стали те, в которых большую часть времени занимают подвижные игры и игровые упражнения. Занимательными и необычными делают урок игровые формы проведения упражнений, которые делают урок эмоциональным и насыщенным.
В ходе занятий, в процессе игры, совместно выполняя коллективные действия, дети легко и быстро осваивают сложные упражнения, формируют двигательные умения и навыки.

2. Подвижные игры и игровые упражнения на уроках физической культуры, их роль в развитии основных двигательных качеств у учащихся начальной школы. Игровые упражнения (сюжетный урок) «прогулка в лес».
Упражнение 1. Дети идут в обход по залу в колонну по одному. Ходьба сопровождается дидактическим рифмованным рассказом: «Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим, рюкзак за спину кладем и по бревнышку идем». Равновесие на низком бревне (через холодный ручеёк). Дети по очередности идут по бревну, меняя положение рук в сторону, на пояс.
Упражнение 2. По заданию дети идут по перевернутой гимнастический скамейке, приседают на каждый шаг на одной ноге, другую ногу опускают вниз. Текст: «Мы в затылках подравнялись, на носочки приподнялись, на мосток другой взошли - вот и речку перешлю).
Упражнение 3. Дети идут по залу, поочередно выполняя прыжки с ноги на ногу. «Класс по лугу зашагал, вдруг болото повстречал, перейдем преграду вмиг и по конкам прыг- прыг-прыг».
Упражнение 4. Задание: подняться по гимнастической лестнице (смелые верхолазы) «Дружно па берег крутой поднимаемся гурьбой. Снова вышли на дорожку, постояли тут немножко. Повернулись все кругом и пустились все бегом». Дети бегают по площадке или залу.
Упражнение 5. Ребята переходят на ходьбу и перестраиваются для метания предмета в цель, в колонну по одному (лучшие снайперы). Завершает урок подвижная игра «Зайцы в огороде». Дети изображают зайцев, прыгают по залу на двух ногах. По сигналу «Лес, Барбос идет», дети изображающие зайцев должны как можно быстрее убежать от пса, так, чтобы он не поймал зайца. После игры текст: «Порезвились, поиграли, снова мы в колонну встали и знакомою тропой класс отправился домой». Большую роль внимание необходимо уделять правильному дыханию. Для этого дети выполняют специальные упражнения, в которых также присутствуют элементы игры:
«вдыхаем аромат цветов»
«сдуваем пух с одуванчиков»
«дуем на свечку»
«на горячий чай»
«на снежинку»
Медленному глубокому вдоху и такому же выдоху способствует и специально подобранные имитационные упражнения. Упражнения на дыхание, выполнение которых на выдохе сопровождается односложными словами:
• Гудение паровоза (у - уууу)
• Звук горна (ту - у - у)
• Кваканье лягушки (ква - а - ква - а)
• Взрыв (бах - ба - а - х)
• Косарь косит (ж-у-х. ж-у-х)
• Тихо пройдем (тс - с - с)
• Ход часов (тик - так)
Для детей начальной школы - основной задачей является самостоятельность при игровых упражнениях и просто в играх. Во время игр дети должны бегать, не мешая друг другу, слышать сигнал и быстро действовать по сигналу.
Игровой метод развивает у детей смелость, решительность, выдержку и находчивость.
Для многих детей подвижные игры воспитывают характер. С освоением подвижных игр, идет развитие координационных способностей, скорость, другие двигательные качества, умение и навыки.
Я стараюсь, чтобы подвижные игры воспитывали черты характера, для этого стараюсь изучить ребят, узнать их желания, интересы, способности и использую воспитательный потенциал игры.
Проводя игру, постоянно наблюдаю, как дети проявляют себя в игровых ситуациях, как воспринимают игровую деятельность. Некоторые дети боятся быть осаженными, несмело переступаю черту «дома», отсиживаются в нем, для этого ввожу дополнительные правила, некоторые помогают детям проявить смелость. На уроках подвижных игр учу детей согласовывать свои действия в парах, группах, проявить настойчивость в достижении игровой цели, своими словами излагать содержание изученной игры, раздавать инвентарь, с помощью игр совершенствуется физические и морально - волевые качества, ориентировка в пространстве, координация движения. Учащиеся учатся действовать совместно со всеми ребятами, развивают умение оценивать силы товарищей и в связи с этим определять свой вклад в общий успех. Происходит совершенствование чувства коллективизма.
Большое место на уроках отважу играм и игровым упражнениям, развивающие силу, выносливость, другие двигательные качества. Очень часто использую игры со стихотворным сопровождением, с песенным:
• «Пошла коза по лесу»
• «Затейники»
• «Угадай чей голосок »
• «Космонавты»
Считалочки своим ритмом дают дозировку, сообщает способы выполнения упражнений. Способствуют развитию выразительности движений, концентрирует внимание учащихся на ярком, необычном, а значит, повышает интерес к занятиям, их эмоциональность.
Увлекает младших школьников выполнение заданий в форме сюжетной игры - соревнования.
«АЛЬПИНИСТЫ» (упражнения в лазании, равновесии, опорные прыжки, прыжки в высоту с разбега, развивается ловкость, быстрота, навыки коллективных действий)
ЗАДАНИЕ: 
1. Преодоление высокого препятствия.
2. Штурм высоты (шведская стенка).
3. Переправа (ходьба по гимнастической скамейке, навстречу друг другу с перешагиванием через присевшего партнера).
«ПОЖАРНЫЕ» 
1. Ходьба по залу в колонну по одному, переходит на бег.
2. Бег с поворотами, из различных стартовых положений.
После этого преодоление полосы препятствий (задание выполняется потокам)
А) Влезть по наклоненной скамейке на гимнастическую стенку.
Б) Пройти по гимнастической стенке горизонтально (от первого пролета до последнего).
В) Спуститься по наклоненной скамейке.
Г) Подлезть под коня.
Д) Влезть на козла и спрыгнуть на мат.
Е) Добежать до гимнастической скамейки и пройти по ней.
Ж) Финишировать.
«СВЕТОФОР»
Игра помогает детям усвоить правила дорожного движения, переход улицы на перекрестках. Игра заключается в выполнении заданий по цветовым, соответствующих сигналу светофору, сигналам.
1. Красный сигнал - стоять.
2. По желтому после зеленого - бежать.
3. По желтому после красного - шагать.
4. По зеленому - идти вперед.
3. Игры и упражнения для развития быстроты движения
1. Лук и стрелы: 
Дети делятся на два звена, которые стоят друг против друга на расстоянии 15 метров, по сигналу «стрелы» перебегают к своему «луку», определяется самая быстрая «стрела». Затем дети меняются.

2. Успей поймать: 
Играющие стоят в кругу, у каждого в руках мяч и камушек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить камушек как можно дальше (камушек) на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли не более двух раз. Выигрывает тот, кто сумеет положить камушек и поймать мяч.

Усложнение: Поймать мяч на лету, не дав ему упасть на землю.

3. Догони свою пару:
На одной стороне площадки стоят двое детей, расстояние между ними 2 - 3 метра. По сигналу дети бегут друг за другом до конца площадки (20 - 30 метров). Сзади стоящий ребенок пытается догнать переднего.

4. Игры, развивающие скоростно-силовые качества.

1. Лягушка и цапля: 

Граница болота, где живут лягушки, отличается кубиками, между которыми протянуты веревки. В стороне гнездо цапли. Лягушки прыгают резвятся в болоте. По сигналу «цапля на охоте», цапля выходит из гнезда и высоко поднимая ноги идет в болото и ловит лягушек, которые прыгая спасаются от цапли, перепрыгивая через веревку.
2. Пингвины с мячом: 
Дети стоят в 4 - 5 звеньях. Зажав мяч между коленями, дети прыгают к финишу, оббегают ориентир с мячом в руках и возвращаются к своему звену, передавая мяч следующему участнику.
3. Кто сделает меньше прыжков: 
На площадке две линии на расстоянии 5- 6 метров. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь ее за меньшее число прыжков.

5. Игры для развития ловкости.

- Обгони мяч: 

Толкнуть мяч вперед двумя руками в прямом направлении и затем оббегать его змейкой, не задевая.
- Спрыгни, повернись: 
Спрыгнуть с высоты 50 - 60 сантиметров с поворотом на 450, 1800.

- Будь ловким: 

На расстоянии 40 - 50 сантиметров расставлены 8 - 10 кеглей. Нужно прокатить обруч между кеглями, не задевая их.

- Ловишки с приседанием: 

Выбирают ловишку. По сигналу «раз-два-три - беги!» дети разбегаются по площадке, а ловишка старается их поймать. Нельзя ловить того, кто присел и дотронулся до пола рукой.

- Не задень: 

На площадке располагаются различные предметы. По условиям игры дети могу! бегать в любом направлении, но не задевая предметы и не наталкиваясь друг на друга. Ребенок нарушивший правила, выбывает из игры.

- Передай мяч: 

Дети разбиты на две команды, которые стоят в две колонны. По сигналу передается мяч над головой (справа или слева, снизу между ними). Стоящий в колонне последний, получив мяч, бежит, становится впереди и снова передает мяч. Игра заканчивается тогда, когда с мячом впереди оказывается ведущий звена.

Литература и ссылки:

2. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. – Ростов н/Д, 1993
3. Козленко Н.П., Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов. – К. 1988
4. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры а начальной школе. – Ростов н/Д, 2003
5. Ахмеров Э.К. Спортивные и подвижные игры в школе. – Минск, 1968
6. Гугин А.А. Уроки физической культуры в 1 – 2 классах. – М., 1977

Комментариев нет:

Отправить комментарий