Родителям

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ-ПРАКТИКУМ С УЧАСТИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ТЕМУ «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В НАШИХ РУКАХ»
(для родителей учащихся начальных классов)
        
Цель: довести до сознания родителей, что сохранить здоровье своего ребёнка – основная задача и обязанность, ознакомить с организацией режима дня, подчеркнуть необходимость объективной оценки здоровья ребёнка, значение физкультуры и спорта для здорового образа жизни.
Подготовительная работа: собрание можно проводить как в кабинете, так и в спортивном зале. Если собрание проводится в кабинете, то парты желательно вынести в коридор, а стулья расставить по периметру кабинета, чтобы середина класса была свободной для проведения занятия. В данном случае учащимся лучше находиться в коридоре до начала занятия. Если собрание проводится в спортивном зале, то можно поставить скамейки для родителей и учащихся напротив друг друга, тогда дети могут находиться в зале. 
Если собрание проводится в кабинете, то можно разработать презентацию, иллюстрирующую лекцию и занятие.
Занятие, которое учитель демонстрирует родителям, необходимо заранее разучить с учащимися, можно подготовить костюмы или их элементы, например, бумажные ленточки на голову с изображением бабочек, лягушек, элементы костюмов косарей и грибников (но можно обойтись и без них). Для занятия можно подобрать музыкальное сопровождение.
Собрание может проводить как учитель физической культуры, работающий в начальных классах, так и учитель начальных классов с приглашением учителя физической культуры (для проведения занятия). Если учитель начальных классов сам ведёт уроки физической культуры в своём классе, то он может провести данное собрание вместе с занятием.

Ход собрания. 
Учитель. Добрый день, уважаемые родители! Начну нашу встречу с простого вопроса: вы хотите видеть своих детей счастливыми? (ответы родителей)
Конечно, другого ответа я от вас и не ожидал. А ка вы думаете, что нужно для того, чтобы ваш ребёнок стал счастливым? (ответы родителей)
Всё верно. А вот что говорит о счастье немецкий философ Артур Шопенгауэр: «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». Вы согласны с его высказыванием? Почему? (ответы родителей)
Вот мы подошли к теме нашего родительского собрания. Сегодня мы поговорим об очень важном аспекте жизнедеятельности наших детей – об их физическом здоровье. Наше собрание будет состоять из двух частей: первая – это небольшая лекция, в которой я раскрою основные моменты, на которые вам стоит обратить особое внимание, а во второй части мы с вашими детьми покажем, как можно на практике реализовать то, что вы услышите в теории.
Итак, как же нам, взрослым, сделать так, чтобы наши дети росли сильными, физически крепкими и здоровыми?
Есть верный способ повысить сопротивляемость детского организма различным заболеваниям, сделать его выносливым, крепким, сильным – это правильное физическое воспитание.
Мы с вами не раз наблюдали, физически закалённый человек редко заболевает инфекционными болезнями, может стойко переносить холод, жару, разные изменения температуры, выдерживает длительное физическое напряжение.
Вспоминая годы Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза новосибирский спортсмен Александр Покрышкин говорит: «Если бы я не был хорошо тренированным спортсменом, то никогда не выдержал бы столько воздушных боёв и был бы сражен в первые дни войны. Моё крепкое здоровье, высокая степень тренированности организма помогает мне с утра до позднего вечера летать, драться и побеждать».
Регулярные занятия спортом в течение многих лет способствуют также продлению жизни, повышению работоспособности даже в глубокой старости. Знаменитый писатель Л.Н.Толстой и академик И.П.Павлов не прекращали продуктивно трудиться и в 80 с лишним лет только потому, что в течение жизни они умело сочетали умственный труд с физическими упражнениями, с физической работой.
Павлов до глубокой старости ездил на велосипеде, играл в городки, купался в реке. Толстой многие годы начинал свой день с колки дров, которые сам и подносил на спине ко всем печам дома. В перерывах между занятиями литературой он устраивал длительные прогулки пешком. Одна из таких прогулок из Москвы в Ясную Поляну продолжалась три дня. 
Физическое воспитание способствует разностороннему укреплению всех органов человека, что внешне выражается в правильной осанке, пропорциональности телосложения, красоте и гармонии человеческого тела.
Важно и другое: систематические занятия спортом развивают мышцы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность сердца, укрепляют мускулатуру, способствуют ритмичному углубленному дыханию, быстрому физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, вызывают бодрое настроение, при котором учёба и любая работа выполняется качественно и с удовольствием.
Режим дня
Для нормального физического роста школьника, для правильного развития его нервной системы необходимо равномерное чередование работы и отдыха, т.е. правильный режим дня, соответствующий возрасту ребёнка.
Процесс приучения к строгому распорядку требует от школьников большой выдержанности, упорства. И далеко не всем детям без контроля родителей удаётся это осилить.
Правильный режим – очень полезный для человека стереотип. Он облегчает, ускоряет, экономит работу нервных клеток мозга, оберегает их от быстрого истощения. «Полежу ещё 5 минут…ещё одну минуту… Сделаю наскоро два упражнения – и хватит с меня!» - с такой беспокойной работы мысли начинается утро у многих ребят, которые не приучили себя к режиму.
Режим помогает человеку оберегать свою нервную систему от переутомления, способствует более лёгкой продуктивной экономичной работе клеток, воспитывает сильную волю, дисциплинирует. А нервная система управляет работой всего организма. Вот почему мы говорим, что режим дня укрепляет наше здоровье.
Ваши дети нарисовали рисунки о режиме дня. 
Вот они:
Предлагаю вам, уважаемые родители, проделать небольшую и несложную работу, чтобы проверить, какие вы имеете понятия о режиме дня. Давайте расставим рисунки в таком порядке, чтобы получился разумный, рациональный и полезный для здоровья режим дня. И объясните мне свой выбор.
Рисунки прикрепляются к доске магнитами. Родители называют номера рисунков, учитель передвигает их в том порядке, как говорят родители. При этом родители обосновывают своё решение:
– ребёнок проснулся
– сделал зарядку
– покормил кота (домашнее животное) и сам позавтракал…
– пошёл в школу, посетил все уроки
– после школы – занятия спортом (конным или любым другим) или в кружках, или в музыкальной школе (доп. образование)
– вечером дома можно посмотреть телевизор
– почитать книжку перед сном, чтобы успокоиться после активного дня.
– не забыть покормить кота на ночь:-)
– лечь спать и завести будильник:-)
Вот такой у нас получился режим дня:

Можно, конечно, в него вписать компьютер на часик, но лучше не стоит…
Спасибо, уважаемые родители! У вас получился отличный режим дня. Я думаю, что если дети будут его строго соблюдать, то вырастут сильными крепкими, здоровыми и дисциплинированными, смогут оптимально распределять своё рабочее время и время для отдыха. А это им в жизни очень пригодится!
Ну, а мы продолжим нашу лекцию.
Правильное питание
Большое значение для развития здорового организма имеет правильное питание ребёнка. Ведь ребёнку на каждый килограмм веса тела нужно больше пищи, чем взрослому человеку. Будучи очень подвижными, они расходуют за день много энергии. Её нужно восполнить достаточным питанием, иначе ребёнок будет терять силы. Так, на 1 кг веса школьника в 7 - 8 лет нужно 80 калорий, в 10 - 12 лет – 70 калорий, в 13 - 14 – 65 калорий, в 17 – 18 лет – 50 – 60 ккал. Значительное количество питательных веществ школьнику требуется для его роста: для образования новых тканей, накопления массы тела.
Врачебные наблюдения показывают, что до 7 лет ежегодные прибавки роста равняются примерно 7 – 8 см, а от 8 до 12 лет – 4 - 5 см. Только в разнообразную пищу могут войти все вещества, необходимые для нормального роста и хорошего физического развития школьника: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
Белки имеются в мясе, яйцах, рыбе, молоке, твороге, сыре. Они составляют основу каждой клетки организма.
В рыбьем жире, сливочно масле, сметане, сливках, в яичном желтке находятся жиры. Сгорая в организме, они дают большое количество энергии и тепла.
Хлеб, мучные изделия, крупы, картофель, сахар, мёд, фрукты, ягоды, овощи, бобы, горох содержат углеводы, которые восстанавливают в организме израсходованную энергию.
В разных продуктах содержатся и различные минеральные вещества и витамины. Например фосфор, кальций, необходимые для построения костей, скелета и зубов, имеются в молоке, мясе, яйцах, сыре, печени, мозгах, твороге, простокваше, рыбе.
Железо, которое входит в состав гемоглобина крови и способствует переносу кислорода к тканям есть в яичном желтке, в капусте, яблоках, грушах, землянике, муке грубого помола.
Нехватка витаминов А, В1, В2, С, D, Е в пище вызывает различные тяжелые болезни. Этих витаминов много в сырых овощах, фруктах, в печени, почках.
Не буду просить вас составить меню на один день для вашего ребёнка, но очень прошу вас задуматься: как питается ваш ребёнок, правильно ли?.. А вы сами?..
Занятия физкультурой и спортом
Исключительно важным моментом в режиме дня школьника является гимнастика. Она помогает детям подготовить свой организм к трудовому дню. Когда человек спит, его нервная система находится в состоянии торможения. Поэтому во время сна дыхание бывает слабое, поверхностное, в лёгких скапливается углекислота, движение крови замедляется.
После первых же потягиваний со вдохом и выдохом лёгкие растягиваются, наполняются кислородом. Углекислота из них удаляется. Сердце начинает биться учащённее и посылать кровь по всем органам, в том числе и к мышцам, которые во время зарядки постепенно все включаются в активную работу.
Современные здоровьесберегающие технологии обязывают нас, учителей, проводить гимнастику (физминутку) практически на каждом уроке. Значение этих физминуток для сохранения здоровья учащихся велико. И мы с вами сейчас сможем в этом убедиться сами.
Полагаю, что вы уже порядком устали меня слушать, устали сидеть на одном месте. Вам хочется подвигаться. То же самое испытывают на уроках и наши дети, ведь урок длится 40 минут! И надо все 40 минут сохранять внимание! Для этого учителя и проводят физминутку в середине урока!
Чтобы вы могли сосредоточить своё внимание и с новой энергией воспринять вторую часть нашего собрания, предлагаю провести физминутку, в ходе которой я познакомлю вас с разными комплексами упражнений. Эти упражнения высможете использовать для себя во время своего рабочего дня.
Учитель знакомит родителей с комплексом гимнастики, родители выполняют упражнения.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ФИЗМИНУТКИ
Гимнастика для сосудов головного мозга.
1. Повороты и наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз.
2. Массаж плечевого пояса и кожи головы (руки от кисти, лицо, затылок сверху-вниз)
3. Плечи поднять вверх, расслабленно бросить вниз.

 Гимнастика для глаз
Упражнения выполняются, не поворачивая головы, сидя на стуле.
1. Глаза закрыть, открыть и посмотреть вверх – вниз (потолок – пол).
2. Смотреть вправо – влево строго горизонтально.
3. Смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний.
4. Смотреть в левый верхний, затем в правый нижний угол.
5. Вращать глазами по часовой и против часовой стрелки.
Каждое упражнение заканчивается прикрыванием глаз ладонями (снимает утомление глаз, нервной системы).

Упражнения для шеи.
1. Рывком поворачивать шею вправо – влево.
2. Рывком отбрасывать шею вперёд – назад.
3. Голову вращать слева направо, справа налево.

Упражнения для плеч
Упражнения выполняются стоя или сидя.
1. Дыхание задержать, интенсивно поднимать плечи вверх, опускать вниз.
2. Согнуть локти (кисти захватывают большие пальцы). Рывком выбрасывать руки вперёд, возвратиться назад.

Упражнения для запястья.
Упражнения выполняются стоя или сидя.
1. Энергично поднимать и выпрямлять кулаки.
2. Энергично опускать и выпрямлять кулаки.
3. Руки согнуть в локтях, сжать кулаки, поднимать руки вверх и опускать вниз.

Упражнения для мышц живота и позвоночника.
1. Вращение туловища слева направо, затем в обратном направлении.
2. Опускать и поднимать выпрямленные ладони.
3. Согнув руки в локтях, поднимать раскрытые, направленные к себе, ладони, пальцы вместе.
4. Выбросить руки вперёд, разогнув в локтях (перед собой), ладони вверх, напряжены.

Упражнения для рук и грудной клетки.
Исходное положение: руки вдоль туловища, стоять далеко от стола.
1. Вдохнуть и задержать дыхание.
2. Интенсивно вращать вытянутыми руками (по сторонам туловища) вперёд.
3. Высоко подпрыгнуть, согнув ноги под себя (ударив пятками по ягодицам).

Упражнение для грудной клетки и поясницы.
Исходное положение: руки в замке на пояснице.
Выдох, наклон назад, выдох, наклон вперёд.

Упражнение для поясницы.
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
Наклоны влево и вправо держа руки неподвижно.

Учитель. Молодцы, родители! (Если собрание проходит в зале, то в физминутке участвуют и учащиеся) Вы видите, что упражнения эти очень лёгкие, но они необходимы для снятия утомления наших детей во время уроков. Надеюсь, вы тоже отдохнули, зарядились новой энергией и готовы перейти ко второй части нашего собрания.
     Всем понятно, что особая роль в физическом развитии детей принадлежит подвижным играм. Сегодня мы с ребятами хотим показать вам небольшое занятие. Оно подскажет вам, как можно интересно проводить время с детьми, приобщая их к физической культуре и здоровому образу жизни, а также вы сами почувствуете, как меняется настроение ребят, и как изменится ваше настроение, после нашего занятия.
Все мы с детства знаем одну крылатую фразу: «Нормальные герои всегда идут в обход». Мы решили её немного изменить и назвали своё занятие: «Нормальные герои всегда идут в поход!»
Подвижная игра-зарядка с детьми
В класс входят учащиеся, подходят к своим родителям (в занятии принимают участие дети, родители которых пришли на собрание, соответственно количество их может быть разным).
Учитель. Дети, как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать сильным, стройным, красивым?
Ответы детей. Нужно выполнять утреннюю зарядку, посещать спортивные кружки, ходить всегда прямо, расправив плечи, бегать, прыгать, плавать, ходить в походы.
Учитель. А давайте сейчас, не выходя из класса, отправимся в поход, побываем в лесу, на речке, на лугу. Хотите?
Дети. Да!
Учитель. Ну, тогда слушай мою команду! В одну шеренгу становись!
Дети выстраиваются в одну шеренгу у доски.
Учитель. Равняйсь! Смирно! Напра-во! Нале-во! Кру-гом! Молодцы, ребята! Вы меня хорошо слышите, выполняете все команды правильно! Значит, можно отправляться в поход по родному краю. Давате запомним такие слова:
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом!
Повторите за мной.
Ученики хором повторяют слова.
Учитель. А теперь ещё раз напра-во! Вперёд шагом марш!
Ученики начинают движение по кабинету, произносятся слова:
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждёт!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом!
(Во время передвижения по классу учитель обращает внимание на ходьбу, правильную постановку ноги, следит за осанкой учащихся. Выполняются различные виды ходьбы: на носках - руки на пояс; простым шагом - руки в стороны и др.
Учитель. На месте стой, раз – два! Ой, ребята, посмотрите какие красивые бабочки! Из строя выбегают две девочки в костюмах бабочки.
Бабочки (вместе).
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
Бабочки бегут по кругу, дети легко бегут за ними на носках в одну и в другую сторону (по команде учителя) делая руками взмахи, имитируя движения крыльев бабочки.
Учитель. Остановились! Дети, посмотрите, какой красивый луг, высокая, зелёная трава!
Из строя выходят 2 мальчика-косаря.
Косари (вместе).
Тишина стоит вокруг
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай раз и делай два!
Косари в ходьбе показывают движение: прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища к впереди стоящей ноге. Движение сопровождается звуком «вжик». Ребята повторяют за ними движения в ходьбе.
Учитель. Остановились, ребята! Смотрите, что там впереди? Лесок! А вот и грибники!
Из строя выходят 2 ученика-грибника.
Грибники (вместе).
Сколько выросло грибов
У осинок и дубов!
Мы грибочки собирали,
Но колени не сгибали.
Грибники показывают движение: наклоняются и собирают грибы (выполняют наклоны вперед с касанием пола ладонями), остальные ребята повторяют движение за ними.
Учитель. Ребята, смотрите, вот впереди небольшой пруд. Слышите, как квакают лягушки? А вот и они!
Из строя выпрыгивают 2 девочки-лягушки и выполняют прыжки.
Лягушки (вместе).
Скачут, скачут по опушке
Две веселые лягушки!
Прыг-скок, прыг- скок,
Прыгать с пятки на носок!
Все лягушки показывают движение, дети вместе с ними выполняют прыжки с выносом прямых рук вперед и вверх.
Учитель. А вот и речка впереди!
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз – два – три – четыре -
Вот, как славно освежились!
Ученики наклоняются вперед, зачерпывают ладонями воду, умываются, выполняя движения пальцами в различных направлениях.
Учитель.
А теперь поплыли дружно!
Делать так руками нужно:
Вместе, раз! Это «брасс»!
Ученики повторяют за учителем движения руками, имитирующие плавание «брассом», легкое покачивание на носках. Во время выполнения движений учитель следит за дыханием детей: вдох - над водой, выдох - под­ водой.
Учитель. Одной, другой - это «король»!
Дети слегка наклоняются вперед и выполняют попеременные «гребки» руками: выдох на каждый четвертый «гребок».
Учитель.
Качаясь на волне,
Плывем мы на спине.
Выполняются движения, имитирующие плавание на спине: вдох под одну руку, выдох под другую.
Учитель.
Все как один
Плывем, как дельфин!
Дети выполняют одновременные круговые вращения руками в перед.
Учитель.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Дети строятся в колонну по одному, выполняется заключительная ходьба по классу (ходьба на носках, ходьба обычным шагом).
Учитель. Стой! Вот мы и вернулись из похода. Ребята, что мы видели в походе? С кем встречались? (ответы детей)
Какую пользу приносят лягушки, бабочки?
Для чего нужно уметь плавать? Какой вид плаванья вам больше всего понравился?
Вам понравился поход? А еще пойдём?
Дети. Да!

Учитель. Уважаемые родители, обратите своё внимание на здоровье ваших детей. Не позволяйте им часами просиживать за компьютерными играми, расскажите им о подвижных играх вашего детства, научите детей играть в них. И тогда мы решим множество физических и духовных проблем. Помните, вы закладываете фундамент здоровья ваших детей! Каким будет их здоровье в будущем, зависит от вашего сегодняшнего внимания к детям! Здоровье ваших детей – в ваших руках!
Закончу собрание словами великого английского драматурга Вильяма Шекспира: «Здоровье дороже золота!» Помните об этом! А я прощаюсь с вами и желаю вам крепкого здоровья и ещё одной десятой для полного счастья!

При составлении лекции использованы материалы:
http://ffre.ru/jgeatyatyatyjgeqasotr.html
http://festival.1september.ru/articles/560159/
http://www.mark5.ru/101/23394/index1.6.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий