понедельник, 7 октября 2019 г.

Разработка урока для 9 класса на тему "Ранние половые связи и их последствия"

Урок ОБЖ для 9 класса на тему "Ранние половые связи и их последствия" разработан с использованием современных образовательных технологий: ИКТ, технологией работы в группах, игровой технологии, здоровьесберегающей.
Цель урока: формирование правильного отношения учащихся к половой жизни, а именно - формирование в сознании учащихся понимания, что раннее вступление в половую связь, а также многочисленные и беспорядочные половые контакты могут привести к печальным последствиям как с физической, так и с духовно-нравственной точки зрения, и, конечно, негативно повлиять на репродуктивное здоровье.
Скачать разработку урока

Тема: «Ранние половые связи и их последствия»
Класс: 9
Цель урока: формирование правильного отношения учащихся к половой жизни, а именно - формирование в сознании учащихся понимания, что раннее вступление в половую связь, а также многочисленные и беспорядочные половые контакты могут привести к печальным последствиям как с физической, так и с духовно-нравственной точки зрения, и, конечно, негативно повлиять на репродуктивное здоровье.  
Задачи:
- обучающие: получение новых знаний о причинах и последствиях ранних половых связей, о здоровом образе жизни как альтернативе, которую можно им противопоставить.
- развивающие: развитие коммуникативных навыков посредством работы в группах, развитие умения анализировать материал, делать выводы, высказывать свою точку зрения
- воспитательные: формирование правильного взаимоотношения полов, отношения к половым жизни с точки зрения традиционной российской нравственности, потребности здорового образа жизни.
Оборудование урока:
1.      На парты наклеить посадочные номера для работы в группах (места Д – девочки, М – мальчики)
2.      Разложить по 1 учебнику на парту
3.      Разложить листы с вопросами по 1 для каждой группы (на чётные парты в каждом ряду)
4.      На каждое место положить небольшой цветной листок для ответа на главный вопрос урока
5.      Подготовить карточки с посадочными номерами для каждого учащегося, сложить в 2 коробки: одна для мальчиков, другая для девочек. На трёх карточках поставить звёздочки, обозначающие, что этот ученик – эксперт.
6.      Поставить один стол для экспертов в углу у доски.
7.      Подготовить сигнальные «флажки» или двусторонние карточки: с одной стороны красного, с другой стороны зелёного цвета
8.      Учащиеся приходят на урок только с ручками

         Учащиеся при входе в класс берут карточки с номерами из двух коробок: коробка для девочек с карточками Д, коробка для мальчиков с карточками М, рассаживаются так, как обычно сидят на всех уроках (группы будут формироваться в ходе урока, но можно сразу посадить учащихся по группам согласно карточек).

Учитель. Здравствуйте, ребята. Начать наш урок я хочу с небольшого видео-сюжета. Давайте посмотрим.
Просмотр видео «Ранняя беременность» (2:49)
Учитель. Скажите, почему произошло всё то, что мы увидели?
Ответы учащихся.
Учитель. Я согласен с вами. Как вы думаете, этим молодым людям никто никогда не говорил о последствиях ранних половых связей? Неужели они ничего не знали об этом?
Дети. Думаем, что говорили.
Учитель. Так почему же это всё произошло?
Ответы детей.
Учитель. Верно. Потому что он, как многие подростки не прислушивались к советам родителей, учителей, врачей или просто думали, что их это никогда не коснётся, что это может произойти с кем угодно, только не с ними, что у них-то всё будет в жизни идеально и гладко… Согласны?
Чаще всего именно это и является причиной всех бед – не незнание, а слепая уверенность в том, что с тобой ничего не случится.
Ребята, мне интересно ваше мнение по поводу поведения героев этого ролика. Скажите, есть ли в этом ролике те, кто поступил правильно в сложившейся ситуации? Парень? Девушка? Родители?
Ответы детей
Учитель. Как бы поступили вы, парни, если бы с вами приключилась такая история?
Ответы мальчиков.
Учитель. А вы, девушки, если бы попали в такую ситуацию?
Ответы девочек.
Учитель. Как бы вы поступили на месте родителей, если бы к вам пришел ребёнок с подобной проблемой? Если бы дочь?
Ответы детей.
Учитель. А если бы сын сказал вам, что его девушка беременна?
Ответы детей.
Учитель спрашивает одного-двух желающих, не комментируя их ответы.
Учитель. Спасибо вам за откровенные ответы, ребята. Я специально не комментировал ваши ответы и не высказывал своё мнение, т.к. понимаю, что вопросы очень трудные, однозначно ответить на них не возможно, мнение у всех разное. Но, думаю, в одном мы будем единодушны все, в том, что показанная нам ситуация - непоправимая травма для девушки и беда для её ребёнка…
А чтобы этого не случилось, нужно были лишь одно – не вступать в случайную  половую связь, не делать этого раньше времени.
Я думаю, что вы догадались уже, какой теме мы посвятим наш урок?
Дети называют тему.
Учитель. Верно. Тема нашего урока «Ранние половые связи и их последствия».
Слайд 1. «Тема урока»
Учитель. Перед вами на столах лежат сигнальные флажки, на которых с одной стороны красный кружок, с другой – зелёный. Прошу тех, кто считает, что на протяжении последних лет возраст детей, вступающих в половые связи, уменьшается, поднять флажки красной стороной. Те, кто считает, что это не характерно для нашего общества, поднимите флажки зелёной стороной.
Дети поднимают флажки
Учитель. Спасибо. Большинство из вас показали красную сторону. Посмотрите, что говорит статистика:
Слайд 2. «Статистика возраста»
Как видите, ваши предположения подтверждаются статистическими данными, возраст девочек, вступающих в половую связь, снизился до уровня, опасного для выживания общества. Возраст мальчиков тоже.
Скажите, ребята, хорошо это или плохо?
Ответы учащихся.
Учитель. Вы правы, ребята. А вот почему это плохо, мы с вами разберёмся в процессе нашего урока.
Для того, чтобы продуктивно поработать, нам надо разделиться на группы по 4 человека – группы мальчиков и группы девочек. У каждого из вас есть карточка, которую вы взяли, входя в класс. Я попрошу вас занять места согласно номерам в этих карточках.
Учащиеся рассаживаются согласно номерам. Образуются группы по 4 человека.

Д7
Д8

М11
М12



Д5
Д6
М9
М10


М3
М4
Д11
Д12
М15
М16
М1
М2
Д9
Д10
М13
М14
Д3
Д4
М7
М8
Д15
Д16
Д1
Д2
М5
М6
Д13
Д14

Учитель. Итак, мы с вами остановились на том, что возраст детей, вступающих в половую связь, в нашей стране постоянно снижается. Давайте попробуем разобраться в причинах этого процесса. Почему подростки рано начинают жить половой жизнью? Каковы причины ранних половых связей?
Я попрошу девочек перечислить причины, по которым девочки рано вступают в половую связь, а мальчиков, соответственно, назвать причины, по которым это делают юноши. Свои ответы запишите. Для этого у каждой группы есть специальный листок с вопросом. У вас 3 минуты.
Учащиеся поворачиваются назад, образуя группа по 4 человека. 3 минуты обсуждают, записывают ответы.
Учитель. Прошу представителей групп прочитать свои ответы. Если ваш ответ будет прочитан ранее, то его можно не повторять.
Представители групп зачитывают свои ответы.
Учитель. Молодцы, ребята. Давайте сверим свои ответы с учебником. Правда, там больше говорится о девочках, но в целом можно сделать общий вывод.
Слайд 3. «Причины ранних половых связей»
Учитель. Как видите, ваши ответы во многом совпали с мнением психолога.
Однако, половое сближение, на которое идут подростки в надежде, что решат перечисленные проблемы, эти проблемы не решает, более того, оно приводит к печальным, а порой и трагическим последствиям, тем самым добавляя к психологическим ещё и настоящие физические и социальные проблемы.
Предлагаю снова поработать в группах и ответить на второй вопрос, который записан с другой стороны листка.
Девочки напишут, с какими последствиями могут столкнуться девушки в результате ранних половых связей, а мальчики, соответственно, о тех последствиях, с которыми могут столкнуться юноши. Работаем также 3 минуты.
Учащиеся обсуждают, записывают ответы.
Учитель.  Прошу представителей групп зачитать свои ответы. Давайте начнём с тех групп, которые отвечали последними в прошлый раз. Помним, что уже озвученные ответы не повторяем.
Представители групп зачитывают свои ответы.
Учитель. Спасибо, ребята. А теперь давайте проверим наши предположения и прочитаем, что об этом написано в учебнике. Стр. 159. Кто хочет прочитать? Следите, пожалуйста.
Ученик читает текст учебника.
Ранние половые связи создают целый ряд серьезных проблем: риск забеременеть, получить венерическую болезнь, утратить самоуважение, разочарование, приобрести «нехорошую репутацию» и др.
Установлено, что интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. У родителей-подростков в два раза чаще умирают дети в младенчестве, чем дети у матерей в возрасте старше 20 лет. По наблюдениям врачей здоровые дети родятся от женщин в возрасте 25—35 лет и от мужчин в возрасте 24— 40 лет. 
Внимание!
Среди детей, рожденных матерями, которым 16 лет или меньше, только один из двадцати имеет нормальное умственное развитие.
Причина еще и в том, что родитель, который сам еще не стал взрослым, вряд ли может научить чему-то своего ребенка Рождение ребенка в раннем возрасте влияет на всю последующую жизнь женщины.
Ранние половые связи оказывают влияние и на общую продолжительность жизни. Было установлено, что люди, вступившие в брак в 16—18 лет, в среднем прожили 50—55 лет, а вступившие в брак в 23—25 лет имеют среднюю продолжительность жизни 75—80 лет.
Кроме того, необходимо отметить, что свободный взгляд на секс и раннее вступление в половые отношения привели к рост/ заболеваний, передаваемых половым путем. 
Статистика
В Российской Федерации в 2005 г. было зафиксировано 97,9 тыс. случаев заболевания сифилисом и 101,8 тыс. случаев заболевания гонореей с впервые установленным диагнозом.
В стране произошло резкое увеличение числа венерических заболеваний у детей и подростков на протяжении последних 15 лет. При этом отмечено, что 70% случаев заражения происходит половым путем. Характер распространения венерических заболеваний в подростковой среде оценивают как ситуацию, близкую к эпидемиологической. Особое внимание обращено на интенсивное смещение заболеваемости сифилисом в более раннюю возрастную группу (до 14 лет). 
По данным Минздрава России
Таким образом, ранние половые связи подростков всегда приводят к отрицательному влиянию на состояние общего здоровья подростка (духовного и физического) и репродуктивного здоровья. Причина ранних половых связей в подростковом возрасте кроется прежде всего в неправильных мотивах и жизненных установках в этом возрасте. Подросток руководствуется больше физиологическими потребностями, связанными с интенсивным половым созреванием.
Учитель. Спасибо. В учебнике у вас приведена статистика заболеваний на 2005 год, а я хочу показать вам более современную статистику по данным Министерства здравоохранения РФ.
Слайд 4. «Статистика с 2005 по 2015 гг».
Учитель. Как видите, заболеваемость такими инфекциями как сифилис и гонорея снижается, хотя цифры остаются очень высокими, и особенно шокирует тот факт, что в этом списке есть дети до 14 лет. А вот статистика заболеваемость ВИЧ-инфекцией остаётся страшной.
Слайд 5. «Статистика ВИЧ»
Вот такие пугающие цифры. Что нам надо знать о болезнях, передающихся половым путём? Давайте посмотрим.
Видео «Болезни, передаваемые половым путём» (3:34)
Учитель. Как видите, ребята, последствия от ранних половых связей могут быть очень опасными как с медицинской точки зрения, так и с точки зрения социальной и нравственной.
Что же делать?  Каким образом можно избежать этих страшных последствий?
Снова работаем в группах. Мальчиков прошу подумать над вопросом: как избежать ранних половых связей, что поставить им в альтернативу, как  сохранить физическое здоровье?
А девочек: как избежать нравственных и социальных проблем, связанных с ранними половыми связями? Работаем 3 минуты.
Учащиеся зачитывают ответы.
Учитель. Молодцы, ребята, вы всё правильно понимаете. Думаю, что и сами вы в жизни обязательно воспользуетесь своими же рецептами.
         Сегодня мы с вами назвали много причин, по которым подростки в раннем возрасте вступают в половую связь. Как мы выяснили в процессе урока, все они являются необоснованными. С точки зрения традиционной нравственности российского общества для вступления в половую связь  существует лишь одна причина. И я хочу, чтобы вы её записали, не совещаясь, каждый сам. Для этого у вас на столах лежат небольшие цветные листочки. Подумайте и напишите, пожалуйста, одну единственную причину, которая, на ваш взгляд,  является обоснованной для вступления в половую связь.
Учащиеся пишут.
Учитель. А теперь я попрошу троих наших экспертов собрать листочки, подсчитать и проанализировать ответы. Пока ребята будут это делать, мы посмотрим с вами музыкальный клип.
Смотрят клип «Счастье семейное» (3:40)
Эксперты раскладывают и подсчитывают ответы.
Учитель. Как вы думаете, почему я показал вам этот клип? Как он связан с темой нашего урока?
Ответы учащихся.
Учитель. Ну, а теперь давайте послушаем, что нам скажут эксперты?
Эксперты называют, какие были ответы и сколько их.
Учитель. Какой вывод мы можем сделать из ваших ответов?
Ответы учащихся.
Учитель. Правильно, ребята. Единственная обоснованная причина для вступления в половую связь – это настоящая любовь и желание иметь детей.
Слайд 6. «Выводы» - 2 щелчка
Учитель. Закончить наш урок я хочу строками из учебника «Помните: в этом возрасте жизнь не кончается, а только начинается, и необходимо серьёзно готовиться к ней, чтобы прожить достойно, не надо спешить, всему есть своё время».
клип «История моей жизни» (4:27) (если позволяет время)
Учитель. Наш урок подходит к концу. Но прежде, чем мы попрощаемся, мне хотелось бы спросить: был ли он полезен для вас?
Ответы детей
Учитель. Что-то новое для себя вы сегодня узнали?
Ответы детей
Учитель. Какие выводы вы сделали из нашей беседы?
Ответы учащихся.
Учитель. А теперь  мне хотелось бы получить вашу оценку, только прошу вас оценить урок объективно. Если вам понравился урок, поднимите, пожалуйста, вверх флажок зелёной стороной, если не понравился – красной.
Учащиеся оценивают урок.
Учитель. Спасибо, ребята, за высокую оценку. Всего вам самого доброго! Урок окончен.

Список литературы:
1. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный учебник. 9 класс. – М.: Просвещение, 2015
2. Социально значимые заболевания населения России в 2015 году. Статистические материалы. - М.: 2016 / http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0709/biblio05.php
Видео-материалы:
1. М. Прядченко. Ранняя беременность. Социальный ролик/ https://www.youtube.com/watch?v=XfOzxMHZsvY
2. Медицинский центр ООО Панацея. Инфекции, передающиеся половым путём/ http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0709/biblio05.php
3. Олег Андреев - Счастье семейное/ https://www.youtube.com/watch?v=wHzrxjkL3RU
4. The Piano Guys. Story of My Life/ https://www.youtube.com/watch?v=yET4p-r2TI8


Комментариев нет:

Отправить комментарий