Военнослужащий - патриот

Тема урока: Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
Класс: 11
Цель урока: на примере героических подвигов, совершенных в разные периоды истории, рассказать учащимся об основных качествах, позволяющим ему с честью и достоинством носить своё воинское звание - защитника Отечества
Задачи:
Обучающие:
- знакомство учащихся с подвигом русского войска в Куликовской битве как одним из первых примеров патриотизма защитников Отечества
- получение нового знания: рассказ о судьбе военнослужащего Аверкиева Александра, Героя России, совершившего подвиг во время военной операции по борьбе с терроризмом в Чеченской республике в 2000 году
- работа в группах по созданию мини-проекта «Боевой листок» с его последующей защитой
- раскрытие понятий «Долг», «Честь», «Патриотизм»
- формирование интереса к предмету ОБЖ
развивающие:
развитие коммуникативных качеств, логического и творческого мышления, навыков коллективной проектной деятельности, ответственного отношения к порученному заданию, навыков оценивания и самооценивания
воспитательные:
воспитание патриотических чувств любви к Родине, уважительного отношения к её истории, сознания необходимости сохранения памяти о героях, почитание подвигов предков и современников;
формирование позитивного отношения к службе в армии, к выполнению воинского долга перед Отечеством и народом
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, чертёжная бумага, ножницы, клей, материалы для проекта
Образовательные технологии: проектная технология, технология работы в группе, ИКТ, здоровьесберегающая.
Межпредметные связи: история, искусство

Ход урока:
Слайд 1. 

Учитель. Ребята, как вы думаете, к людям какой профессии относятся эти слова?
Ответы.
Учитель. Верно. Эти слова всегда были и остаются девизом русских офицеров и солдат, духовным стержнем русской армии.
Слайд 2. 

Тема нашего урока – Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.
Слайд 3.

Часть 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». В связи с этим военнослужащий обязан быть готовым к вооруженной защите своего Отечества и если понадобится, защитить его. А значит, он должен обладать рядом качеств, присущих вооруженному защитнику.
Для того чтобы понять, какими же качествами должен обладать военнослужащий, давайте обратимся к истории нашей страны, которая говорит нам о том, что во все исторические времена русским людям постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, защищая свои земли.
Предлагаю вам вернуться на 7 столетий назад…

Видео «Пересвет и Челубей» (2:14) 
https://www.youtube.com/watch?v=GSYmHUu0o5A

Учитель. Ребята, скажите,
- какими качествами обладал этот воин – монах Пересвет?
- как вы думаете, какую идею хотел донести до нас автор этого ролика?
Ответы: героизм, мужество, защита Отечества, стремление побеждать
Учитель. История нашей страны знает множество примеров самоотверженного служения родине и народу. Давайте вспомним самые выдающиеся из них:
Слайд 4.

- что за событие отражено? (Битва на Чудском озере «Ледовое побоище»)
- в каком году состоялось? (1242)
- кто был предводителем битвы? (князь Александр Невский)
Слайд 5.

- что за событие отражено? (взятие турецкой крепости Измаил)
- в каком году состоялось? (1790)
- кто был предводителем битвы? (А.В.Суворов)
Слайд 6.
- что за событие отражено? (Война с Наполеоном)
- в каком году состоялось? (1812)
- кто был предводителем битвы? (М.И. Кутузов)
Слайд 7. 
- Победа в великой Отечественной войне. Взятие рейхстага
- в каком году состоялось? (1945)
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему мы вспомнили именно эти события?
Ответы.
Учитель. Верно. Все эти события являются примером мужества, героизма защитников Родины, беззаветного служения своей Отчизне. И это не просто исторические даты, это Дни воинской славы России, которые были узаконены в нашей стране в 1995 году.
Слайд 8. 

Ребята, а как вы думаете, почему все эти перечисленные нами сражения завершились победой русского оружия?
Ответы.
Учитель. Верно. В этих сражениях наши полководцы и солдаты проявили мужество, смелость, самоотверженность и военный профессионализм, умение вести бой в современных им условиях, т.е. искусство побеждать.
Скажите, ребята, а что заставляет военнослужащих проявлять такие качества, которые делают армию непобедимой?
Ответы. Любовь к Родине
Учитель. Верно, это любовь к Родине, другими словами?...
Учащиеся. Патриотизм.
Учитель. Попробуйте дать своё определение этому качеству. Патриотизм – это…?
Слайд 9.
Учитель. Ребята, а теперь попробуйте дать определение таким качествам как честь и достоинство. Что такое по-вашему честь?
Ответы.
Слайд 10.

Учитель. А что такое по-вашему достоинство?
Ответы.
Слайд 10 (продолжение)
Учитель. Сегодня мне хочется привести вам два примера чести, достоинства и патриотизма, которые проявили военнослужащие – один в годы Великой Отечественной войны, другой – совсем недавно – в Чеченской войне. События, о которых мы узнаем, разделяет 60 лет. Времена разные, войны разные, а подвиги похожи…
В нашем городе есть улица, которая носит имя героя – Степана Дмитриевича Передерия.
Учитель. Есть в Краснодаре и улица, которая носит имя героя России Александра Аверкиева.
Слайд 11.

Александр Александрович Аверкиев, 19-летний солдат, погиб в 2000 году, выполняя свой воинский долг в Чеченской республике.
Родился он в городе Новочеркасске Ростовской области.
Слайд 12.

Учился в школе № 9. После 9-го класса поступил в ПТУ № 52.
Слайд 13. 

Его мама рассказывала о том, что Саша был обычным мальчишкой, таким же, как все его сверстники, но очень хотел служить в спецназе, готовился к службе. Ее имея возможности посещать дорогие тренажерные залы, дома сам изготавливал себе снаряды, занимался силовыми упражнениями.
Слайд 14.

В июне 1998 года его призвали в армию, во внутренние войска МВД России. Служил он в Армавире, в Сочи, в Дагестане.
Слайд 15.

Затем был переведен в в/ч 3703, которая находится в нашем городе напротив краевой больницы. В 1999 году он был отправлен в район боевых действий в Чеченскую республику.
Слайд 16.
9 января 2000 года по маршруту Шали - Аргун -Гудермес выдвинулась колонна внутренних войск. Её сопровождали три бронетранспортера. В экипаж одного из них входил рядовой Аверкиев. В районе деревни Мескер-Юрт колонна был обстреляна чеченскими боевиками. Экипаж покинул технику и занял круговую оборону.
Аверкиев, понимая тяжесть создавшегося положения, вернулся в горящий бронетранспортёр и открыл огонь по боевикам. До последнего патрона, до последнего дыхания он сдерживал нападение боевиков, прикрывая сослуживцев. Уцелевшие машины увозили раненых из-под обстрела. Александр не смог выбраться из БТРа и заживо сгорел в пылающей машине, но своими действиями спас своих товарищей, дав им возможность выйти из окружения.
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, рядовому Аверкиеву было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
Александр Аверкиев похоронен в родном Новочеркасске.
Его имя носит училище, в котором он учился и улица нашего города, расположенная рядом с частью.
В честь героя открыты 5 мемориальных плит. Три из них – в Новочеркасске:
Слайд 17.

Одна – на доме, в котором он жил,
Слайд 18. 

Вторая – у входа в школу, в которой он учился,
Слайд 19. 

Третья - на стене училища.
И две мемориальные плиты открыты в Краснодаре:
Слайд 20. 

Одна на доме № 1 по ул. Аверкиева,
Слайд 21. 

Вторая – в части 3703 в той казарме, где Александр жил во время службы. В этой казарме стоит аккуратно заправленная койка Александра, ежедневно на утренней и вечерней поверке произносится его имя, как будто он жив и стоит в одном строю с сослуживцами. Александр Аверкиев навечно останется 19 летним солдатом.
Давайте, ребята, сегодня почтим память всех героев - военнослужащих, погибших в войнах XX века и нашего столетия, этой песней.
Учитель. Ребята, а теперь бы мне хотелось посмотреть, как вы поняли и усвоили всё, что узнали сегодня на уроке. Для этого я предлагаю вам создать несложные проекты – агитационные листовки на тему нашего урока. Вы, наверно, знаете, что в самые трудные дни для страны такие листовки играли важную роль для поднятия боевого духа армии и народа.
Слайд 22.

Перед вами на столах материалы, которые я подготовил для вас. Вы можете их использовать по своему усмотрению. Постарайтесь придумать яркий слоган, который бы отражал идею вашей листовки, так, как в этих листовках (показывает на экран). На эту работу я даю вам 5 минут. Когда листовка будет готова, один представитель от группы должен будет представить её и прикрепить к доске магнитиком. Пожалуйста, вы можете приступать к работе. Если у вас есть вопросы, я постараюсь помочь, можете обращаться.

Учащиеся создают листовки, затем защищают их.

Итог урока. Выводы.
Учитель. Спасибо, ребята, я вижу, что вы поняли тему урока. Подводя итог, мне хочется сказать о самом главном, чтобы вы навсегда усвоили, что…
Слайд 23.

Военнослужащий – это патриот, с честью и достоинством выполняющий свой долг защитника. Он любит своё Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Военнослужащий всегда готов встать на защиту своей страны, готов к любым жертвам и подвигам во имя Родины.
Слайд 24.
ПАТРИОТИЗМ, ДОСТОИНСТВО и ЧЕСТЬ солдата - это качества, которые делают армию непобедимой. Какие бы политические и экономические события ни происходили в России, как бы трудно нам ни жилось, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы обязаны сделать все, чтобы Россия всегда была великой, сильной и процветающей державой.
Рефлексия
Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы высказали своё мнение о нашем уроке: понравился ли он вам, узнали ли вы что-то новое, какие ценности для себя вынесли с урока. Пожалуйста, кто
Закончить урок хочу патриотической песней.

Учитель. Спасибо, ребята. На этом наш урок окончен, до свидания, всего вам самого доброго!

Комментариев нет:

Отправить комментарий