понедельник, 7 октября 2019 г.

Разработка урока ОБЖ для 8 класса на тему "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека"

Разработка урока ОБЖ для 8 класса на тему "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека"

Цель урока: формирование экологического мировоззрения и воспитание общей культуры в области экологической безопасности.
Скачать разработку урока
Скачать презентацию к уроку
Скачать раздаточные материалы


Тема урока: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
Класс: 8
Цель урока: формирование экологического мировоззрения и воспитание общей культуры в области экологической безопасности.
Задачи:
обучающая: получение новых знаний о загрязнении воздуха, почвы и воды и его влиянии на здоровье и безопасность человека
развивающая: развитие познавательного интереса, навыков работы в группе, исследовательских навыков, умения анализировать текст, формулировать точные и полные ответы; развитие творческих способностей, креативного мышления
воспитательная: воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды; личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства
Оборудование: автоматизированное рабочее место (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор)
Список литературы:
1) Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Академический школьный учебник - М.: Просвещение, 2012
2) Научно-информационный журнал «Биофайл» http://biofile.ru/:
- статья «Источники загрязнения воды» http://biofile.ru/bio/36983.html
- статья «Оксиды загрязнители атмосферы» http://biofile.ru/geo/23755.html
- статья «Загрязнение почв городов» http://biofile.ru/bio/22419.html
Опережающее задание: придумать идеи плакатов на тему загрязнения воздуха, почвы и воды.

Приветствие учителя.
Оргмомент (доклад об отсутствующих)
Слайд 1. Загрязнение среды и человек.
- Посмотрите внимательно на этот слайд и подумайте, какой теме будет посвящен наш урок?
Ответы учащихся
Учитель. Попробуйте сформулировать тему урока.
Слайд 2. Тема урока.
Учитель. Как вы думаете, зависит ли здоровье человека от состояния окружающей среды?
Ответы учащихся.
Учитель. Приведите примеры влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека
Ответы учащихся.
Учитель. Верно, ребята.  С загрязнённым воздухом через органы в наш организм проникают вредные вещества. Вода, содержащая вредные вещества, тоже пагубно сказывается на здоровье. Загрязнение почвы ведёт к тому, что уменьшается продуктивность сельскохозяйственных угодий, а значит, снижается качество нашей пищи. Всё это представляет собой угрозу нашему организму, а значит, и здоровью.
         Прежде чем мы продолжим беседу, давайте разберёмся с такими понятиями, как «природная среда» и «биосфера», которые должны быть знакомы вам из курса биологии.
Слайд 3. Определения
Природная среда – это совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом деятельности человека.
Биосфера – оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупностью живых организмов.

Учитель. Всё на планете Земля взаимосвязано и взаимозависимо. Человек является частью природы, а не полновластным хозяином. Многие ресурсы нашей планеты ограничены, и мы обязаны заботиться о всех живущих на Земле существах. Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых от природы ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека.
Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет и высказать о нём своё мнение.
Просмотр мультфильма «Отношение человека к природе» (03:30)

Учитель. Пожалуйста, ребята, ваше мнение об увиденном. Что хотел сказать автор ролика?
Высказывания учащихся.
Учитель. Человек использует ресурсы планеты неэффективно, с образованием огромного количества отходов.
Слайд 4. Статистика
Статистика утверждает, что количество полезного общественного продукта составляет не более 2% используемых природных ресурсов, а остальные  98% - это отходы.
         Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения. Для этого были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, почве и воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности. Понятно, что выбросы вредных веществ в природную среду неизбежны, но были определены максимально допустимые концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.
Давайте запишем:
         ПДК – предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ в атмосфере, почве и воде.
         А теперь с помощью учебника и дополнительного материала вы самостоятельно проведёте небольшое исследование на тему «Загрязнение атмосферы, почвы и воды и его влияния на здоровье человека».
         Предлагаю переформировать наши группы, которые первоначально были созданы по принципу дружбы и личных симпатий. Вы понимаете, ребята, что в жизни не всегда мы будем работать в коллективе, который сформирован в соответствии с нашими интересами. Поэтому предлагаю сформировать группы случайным образом. В этой коробке лежат карточки разного цвета. Белые карточки – это будет первая группа, которую мы назовём «Атмосфера»; коричневые карточки  - вторая группа – «Почва», синие карточки - третья группа – «Вода».
         Учитель подходит к учащимся с коробкой, дети берут карточку, внутри которой завёрнут цветной листок. Затем учитель указывает столы, за которыми будут работать группы, ребята пересаживаются. Переформирование групп выполняет роль физминутки и носит воспитательную направленность (социализация).
Учитель. Каждая группа получает 2 задания:
1) ответить на 2 одинаковых вопроса, используя учебник и дополнительные материалы
2) представить агитационную листовку на свою тему.
По окончании работы надо будет представить у доски её результат. Отвечать может как один представитель группы, так и несколько (каждая группа сама принимает решение, как представить ответ)
Группа 1. «Атмосфера»
Группа 2. «Почва»
Группа 3. «Вода»
Вопросы для исследования:
1. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы, воды
2. Что представляет особую опасность для здоровья при загрязнении атмосферы, почвы и воды?
Учащиеся работают в группах в течение 10 минут, затем представители групп по очереди отвечают на вопросы у доски и представляют свои листовки (по 5 - 7 минут).
Учитель. Давайте подведем итог. Какой вывод вы можете сделать на основе знаний, полученных на уроке?
Учащиеся делают выводы
Учитель. Всё верно, ребята. Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на земле. Для человека естественно желание иметь здоровую, продолжительную, комфортную жизнь. Поэтому необходим поиск оптимальных решений в организации жизнедеятельности человека. Необходимо формирование другого мировоззрения и воспитание у каждого человека ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды; к личному здоровью, обеспечению личной безопасности, безопасности общества и государства.
Учитель. Домашнее задание в конце параграфа: составьте перечень промышленных объектов, которые расположены в районе вашего проживания (в городе) и их влияние на экологическую обстановку. Свои наблюдения и выводы запишите в тетрадь.

Материал учебника 
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
        
К основным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, промышленные предприятия. В одних случаях воздух загрязняется газообразными примесями, в других — взвешенными частицами.
         Газообразные примеси включают оксиды серы, азота, углерода и углеводороды.
                Взвешенные частицы представляют собой пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль). Широко используемый в строительстве асбест (его легко вдыхаемые волокна) вызывает хроническое раздражение легочной ткани, которое может привести к заболеванию раком легких.
         Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей.

Материал учебника
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ

         В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды, применяемые в сельском хозяйстве. К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения.
         Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсодержащих пестицидов, которые используются для предпосевного обеззараживания семян, с отходами целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве соды и хлора, когда в технологии применяют ртутные электроды. Отходы промышленных предприятий часто содержат металлическую ртуть, а также различные неорганические соединения ртути.
         Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадания осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в них в определенных тканях и органах: стронций-90 — в костях и зубах, цезий-137 — в мышцах, йод-131 — в щитовидной железе и т. п.
         Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый и опасный характер. Соединения свинца используются в качестве антидетонационных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения природной среды. Содержание свинца в почвах зависит от расположения автодорог и плотности автомобильного движения по ним. Так, например, почва вблизи крупных автомагистралей загрязнена свинцом до 1500 м от обочины. 

Материал учебника 
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОД

         Основными загрязнителями поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в результате естественных выходов нефти в районах залегания, нефтедобычи, транспортировки, ее переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья.
         Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.
         Загрязнение водной среды также происходит в результате поступления в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных и лесных земель, при сбросе в водоемы отходов предприятий-изготовителей, в результате потерь при транспортировке и хранении пестицидов. Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с удобрениями (азота, фосфора, калия).
         Воды подвергаются также термическому загрязнению. Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10 - 30 °С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.
         Возрастание тепловой нагрузки на водные объекты, повышение биогенных элементов и органических веществ, как правило, сопровождаются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей качества воды



Комментариев нет:

Отправить комментарий