Вредные привычки

Урок ОБЖ в 8 классе
Тема: Вредные привычки, их влияние на здоровье. Алкоголизм 

К уроку прилагаются:
Презентация
Видео-презентация детских рисунков
Видео-презентация советских плакатов "Пьянству - бой!"
Разработка урока для скачивания
Рецензия на разработку
Цели: пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью при помощи углубления знаний по анатомии и физиологии человека; создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Задачи. 
Обучающие: 
1. Сформировать у учащихся представления о влиянии вредных привычек на здоровье человека. 
2. Уметь оказать первую медицинскую помощь в критических ситуациях.
Развивающие: 
1. Развивать навыки наблюдать, сравнивать, делать выводы. 
2. Формировать научное мировоззрение. 
Воспитательные: 
1. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к вредным привычкам, а также формированию положительных привычек
2. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Форма урока: ролевая деловая игра «Пресс-конференция». 
Образовательные технологии: игровые (ролевая деловая обучающая игра), ИКТ, интерактивная, здоровьесберегающая. 
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. 
Опережающее задание: из числа учащихся класса назначается 8 репортёров различных СМИ, которые заранее готовят вопросы в соответствии с тематикой своих изданий (журнала "Вокруг света", "Юношеская газета", журнал "Наука и жизнь", журнал "Здоровье", журнал "Человек и закон", газета "Тайны здоровья", газета "Семья", журнала "Экономика и финансы". Остальные учащиеся играют роли сотрудников научно-исследовательского института. Они получают задание подготовить фактический материал и в ходе пресс-конференции дать ответы на вопросы корреспондентов.
Ход урока: 
Эпиграф: “Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его” Ф.М.Достоевский. 
/слайд 1/

Учитель. Сегодня наш класс – научно – исследовательский институт. Вы, ученики, сотрудники этого института. К нам пришли репортеры различных изданий (ранее подготовленные учащиеся из класса), чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Чтобы было более понятно, чем занимается наш институт, я позволю себе прочитать следующие строки:
/слайд 2/

С чего все это началось? – 
А началось с шампанского, с бокала,
Когда судьба улыбкой обласкала,
А после поскакала вкривь и вкось.
Теперь один и тот же тусклый круг,
Где все друзья друг друга "уважают"
И всякий раз нетрезвый свой досуг
Бездарно в неизвестность провожают. 
П. Соколов 
Итак, мы работаем над темой “Пьянство и алкоголизм”. Сегодня проводим пресс – конференцию по теме “Вино вину творит”. Предоставляем слово нашим сотрудникам газет.
/слайд 3/

Репортер журнала "Вокруг света". Наших читателей интересует, какова история возникновения алкогольных напитков?
/слайд 4/

Сотрудник 1. История возникновения хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н.э.
/слайд 5/

Вино считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции являлся Дионис, сын Зевса. Другое его имя – Вакх, в латинской форме - Бахус. В честь Диониса проводились специальные праздники – дионисии или вакханалии.
/6 слайд/

На них устраивались торжественные процессии, игры, состязания поэтов, хоров, приглашались гости из других стран. Постепенно эти празднества приобрели печально известный характер оголтелых пьянок. Недаром слово “вакханалия” принимается сейчас как синоним пьяного разгула.
/слайд 7/

Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и называли его "аль коголь", что означает "одурманивающий". С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира.
/слайд 8/

Сотрудник 2. Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в кабаках. Водочное дело стало очень выгодным. Пьяные доходы государства начали быстро расти. Было создано даже мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси – есть пити". 
Русский историк и энтнограф, профессор Н. И. Костомаров (1817 – 1885 гг) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в древней Руси пили очень мало. Лишь на праздники варили медовуху, брагу, пиво крепостью не более 5 – 10 градусов. Чара пускалась по кругу, из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни спиртных напитков не полагалось, пьянство считалось величайшим позором и грехом.
/Слайд 9/

Репортер "Юношеской газеты". Читатели нашей газеты спрашивают: в чем притягательная сила алкоголя? 
/Слайд 10/

Сотрудник 3. Многое объясняется тем, что алкоголь способен действовать на настроение человека. Хорошо, когда настроение прекрасное, когда чувствуешь легкость и веселость. Человек, неуверенный в себе, вдруг становится уверенным, скованность исчезает, беседа делается более оживленной, что немаловажно в компании молодых людей. Исчезают неприятные переживания. Алкоголь избавляет от скуки, связанной с эмоциональным голодом, дает чувство свободы, у подростков – мнимое чувство взрослости.
/Слайд 11/

Репортер журнала "Наука и жизнь". Нашим читателям хорошо известно, что при попадании в организм человека алкоголь больше всего действует на клетки головного мозга. Уже 100 граммов водки губят 7,5 тыс. активно действующих клеток. Блокируется кора головного мозга и в особенности центры внимания и самоконтроля. Ответьте, пожалуйста, на два вопроса.1. Статистика показывает, что после приёма 30 граммов водки число ошибок у наборщиков типографии на одной странице увеличивается до 30%. Сколько печатных знаков был текст, если было допущено 210 ошибок на одной странице? 
2. При приёме 50 граммов водки сильно нарушается прицельность стрельбы спортсмена. Из 100 возможных очков спортсмен до приёма алкоголя выбил 96 очков, а после приёма алкоголя 26 очков. На сколько уменьшился процент попадания? Сотрудники решают.
/Слайд 12/

Репортер журнала "Здоровье". На страницах нашего журнала уже рассказывалось о том, что пьянство порождает алкоголизм. Это трудноизлечимая болезнь. Она подкрадывается к пьющему человеку незаметно. Сначала появляется полное отвращение к пище. Это первый признак заболевания. Второй признак – утрата контроля за количеством выпиваемого. Третий – появление состояния похмелья. Его не покидает тоскливое настроение, чувство угнетённости и безысходности. Облегчение приносит новая доза спиртного, но не надолго. Так изо дня в день мечется человек, погибающий от собственной слабости. Кроме того, алкоголь пагубно влияет на мозг, сердце, печень, поджелудочную железу нервную систему. Нам хотелось бы получить ответы на следующие вопросы: 
Продолжительность жизни женщин – алкоголиков на 10% , а мужчин – алкоголиков на 15 % меньше, чем непьющих. На сколько лет проживут дольше женщины – алкоголики, чем мужчины - алкоголики, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет? Сотрудники решают задачу. 
В конце прошлого века врачи, изучая потомство семей – алкоголиков, установили, что 50% их детей погибли в раннем возрасте, из оставшихся 10% страдали эпилепсией и водянкой головы, 12% росли идиотами, лишь 10% были здоровы, а остальные страдали различными отклонениями. Сколько детей было обследовано и какую часть составляют здоровые дети от общего числа обследованных, если идиотов среди них было 8190? Для справки: Из 1000 человек 3 – 6 рождаются с алкогольным синдромом. Сотрудники решают задачу.
/Слайд 13/

Сотрудник 4. Пьющая женщина в 30 лет, как правило, выглядит старше, а алкоголичка к 40 годам превращается в старуху. Но особое внимание хотелось бы обратить на то, что у подростков пристрастие к алкоголю развивается быстрее, чем у взрослых. У юношей, начавших употреблять спиртные напитки в 15 – 17 лет, через 2 – 3 года; у подростков, регулярно употребляющих спиртные напитки, с 13 –15 лет в течение года.
/Слайд 14/

Репортер журнала "Человек и закон". Статистикой установлено, что пьяными совершаются 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений, 96% убийств. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в алкогольном опьянении. За 2002 год каждый четвёртый водитель был оштрафован за вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии. Наших читателей интересует: каков процент роста ДТП в алкогольном опьянении (ответ округлите до целых), если за последний год в нашей стране совершено 842 тыс. ДТП водителями в нетрезвом состоянии? До этого в среднем в год таких ДТП совершалось 456 тыс. Сотрудники решают. 
За последний год в нашей области совершено 945 ДТП. Из них 47,94% - в алкогольном опьянении. При этом погибло 192 человека, среди них 11 детей. Найдите количество ДТП, совершенных в алкогольном опьянении; сколько процентов составляют дети от общего числа погибших? Сотрудники решают задачу.
/Слайд 15/

Репортер газеты "Семья". Наши читатели хотели бы знать: какую часть годового семейного дохода тратит человек, выпивающий ежедневно 
а) одну бутылку водки (средняя стоимость 50 рублей) 
б) одну бутылку пива (средняя стоимость 15 рублей), если ежемесячный доход семьи в среднем составляет 7 тыс. рублей (в месяце 30 дней). Сотрудники решают.
/Слайд 16/

Репортер газеты "Тайны здоровья". На телевидении запрещена реклама сигарет и крепких алкогольных напитков. А вот  пиво - это безвредный напиток? 
/Слайд 17/

Сотрудник 5. Пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Оно делается из полезного продукта – ячменя. Этот напиток содержит углеводы, белки, жиры и даже витамины. Но в процессе приготовления пива микробы брожения уничтожают всю эту прелесть, так что пользы от него, мягко говоря, немного. К тому же 0,5 литра пива соответствует 60 – 80 граммов водки. По наблюдениям немецкого психотерапевта Э. Крепелина 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пива. Также не забывайте о том, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют.
/Слайд 18/

Репортер журнала "Экономика и финансы". Наши читатели хотят знать, что несет за собой пьяная травма? 
Сотрудник 6. По заданию редакции мы провели независимое расследование и установили, что пьяная травма самая тяжелая. Она требует исключительных мер по спасению и лечению больных. Для подавляющего большинства из них необходимы реанимационные меры в течение 2,5 дней, в среднем, и 27 дней лечения. По материалам Института скорой помощи таких людей к ним попадает около 700 чел. за год. Найдите, сколько обойдется государству лечение этих больных, если один день реанимации обходится в среднем 2000 руб., а один день лечения 236 руб. по самым скромным подсчётам? 
Учитель. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит 6 млн. человеческих жизней.
/Слайд 19/

Наша пресс – конференция подходит к концу. Корреспонденты газет и журналов получили ответы на интересующие их вопросы. Закончить я хочу цитатой из работы нашего сотрудника: «Мы оставляем право за каждым из вас сделать свой выбор и очень надеемся, что сегодняшний разговор поможет вам принять правильное решение». 
/Слайд 20/

Закрепление материала: работа в группах. Класс делится на 2 группы: 1-я группа «за», 2-я группа «против» алкоголя. Группы формируют список высказываний «за» и «против» алкоголизма. Затем, представитель одной группы, используя высказывания своей группы, должен убедить представителя другой группы в своих «взглядах». В конце игры подводится итог, делаются выводы о вреде алкоголизма.
В заключении урока учитель показывает видео-презентацию советских плакатов "Пьянству бой". На некоторых плакатах можно остановиться подробнее, поговорить о том, как в сжатой символической форме плакат раскрывает суть проблемы.
Домашнее задание: разработать собственный плакат (или нарисовать рисунок) против пьянства на листе формата А4.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Видео-презентация детских рисунков:


Видео-презентация советских плакатов "Пьянству - бой!:


Список литературы, используемый при составлении разработки урока:
1. Соловьев С.С. основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека 5-11 класс. Учебно-методическое пособие/ М.: Дрофа 2005
2. Сергеева Л.С. Человек: Энциклопедия/ Научно-популярное издание для детей.- М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007
3. Сгибнева Е.П. Классные часы в выпускных классах / изд.3-е - Ростов Н/Д: Феникс, 2006
4. Стрикалова А.В. Алкоголизм: Хитрости и тонкости. - Серия книг «Ваше здоровье».- М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2004
5. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Кн. 3: Алкоголь - шаг в пропасть: Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 кл. - М: Педагогическое общество России, 2004

1 комментарий:

  1. Отличный урок! Очень интересная получилась интеграция: ОБЖ и математика. Есть всё, что должно быть в хорошем уроке: пропаганда здорового образа жизни, нравственное воспитание, получение новых знаний.

    ОтветитьУдалить