среда, 29 июля 2015 г.

РОБИНЗОНАДА.
(Игра-путешествие для учащихся 5-7 классов)
Цель игры: закрепление знаний о способах выживания в экстремальных условиях.
Задачи:

Обучающие: получение новых знаний о безопасности жизнедеятельности, правилах выживания в экстремальных условиях, закрепление полученных ранее знаний.
Развивающие: развитие памяти, логического мышления, находчивости, смекалки, навыков коллективного сотрудничества.
Воспитательные: воспитание активной жизненной позиции, здорового образа жизни, сильных волевых качеств, бережного отношения к природе.
Форма мероприятия: интегрированный урок (ОБЖ и литература) в форме игры-путешествия. Может проводиться с участием школьного библиотекаря или учителя литературы.

Оформление: книжная выставка: «По следам Робинзона», фишки разного цвета для команд, игровая карта «Робинзонада» (можно нарисовать на листе А1, можно сделать слайд). За каждый правильный ответ специальный ученик передвигает фишки команд на следующую позицию. Заготавливаются подарки и дипломы победителей.

Эпиграф: «Робинзон Крузо на своем острове, одинокий, лишенный помощи себе подобных, и каких бы то ни было инструментов, добывающий однако все нужное для существования и создающий даже известное благополучие,- вот тема интересная для всякого возраста, и можно тысячей способов сделать ее интересной для детей»  Ж.-Ж. Руссо.

Правила игры:
Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда должна отвечать на вопросы ведущего и передвигать свои фишки к финишу. Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов и первой пришедшая к финишу. В конце подводятся итоги и награждение победителей дипломами.
Ход игры:
Ведущий: Трудно найти человека, не читавшего знаменитый роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». Может случиться, что человек оказавшись в положении невольного Робинзона, будет вынужден искать съедобное, готовить пищу, чинить одежду, строить временное жилище, да и многое другое, что трудно даже и представить. И к тому же, не принести вреда природе, ставшей для него на какое-то время местом обитания. 
А вы смогли бы продержаться в лесу, стать Робинзоном? Попробуйте же свои силы! 
У нас есть карта, по которой мы будем путешествовать. Вопросы задаются поочередно каждой команде. Если команда даёт правильный и исчерпывающий ответ, то фишка этой команды передвигается на следующую позицию, если нет – остаётся на месте. Если команда не может дать ответ, то право ответа переходит к команде-сопернице. Также команда-соперница может дополнять ответ. Если дополнение значительное, жюри вправе добавить баллы, которые будут учтены в конце игры. Итак, вперед!
Вопросы – ответы:
1. Вы попали на необитаемый остров... Как определить стороны горизонта, сориентироваться?
Ответ: Способ ориентироваться по «теням», по стволам деревьев, муравейникам. 
2. У вас - вывих, прелом.
Ответ: Нужно использовать тонкие прочные стволы деревьев, одежду.
3. Вы попали в лес, хочется кушать. Что можно найти в лесу в качестве пищи?
Ответ: Желуди, корни лопуха, зверобой, съедобные грибы, знакомые ягоды.
4. Вода в реке быстро прибывает. Как быть?
Ответ: Если нет возможности уйти, необходимо занять ближайшее безопасное место и ждать, когда спадет вода, чтоб добраться до берега. Если вы оказались в воде, не поддавайтесь панике, плывите не против течения, а под углом к нему к ближайшему незатопленному участку. Можно использовать подручные средства: бочку, ствол дерева и т.д.
5. Ночь. Холодно. Как подготовить временное жилище?
Ответ: Есть разные способы устроить жилище в лесу. В землю вбить два кола с развилинами. На развилины положить жердь, а на жердь с обеих сторон накладывать наклонно палки, ветки, переплетая их прутьями. Таким же образом можно сделать и навес.
6. Вы попали на остров с воздуха и оказались в горах. Какие непредвиденные ситуации могут подстерегать вас в горах?
Ответ: Встреча с дикими животными, речка, через которую нужно переправиться, лесные завалы, глубокие трещины, ледники, пропасти.
7. Перед Вами озеро с прозрачной водой. Можно ли купаться в незнакомом водоеме? Почему?
Ответ: Могут быть глубокие ямы, омуты, неизвестный рельеф дна, острые предметы, вода может быть заражена.
8. Березовая роща. Прохладно. Нужно разжечь костер, но нет спичек. Как быть?
Ответ: Можно использовать увеличительное стекло, трение, удар куска металла по кремнию.
9. Хвойный лес. Вас укусила змея. Что необходимо сделать?
Ответ: Ранка от укуса неядовитой змеи одна, причем ее очертания зубчатые. А укус ядовитой змеи оставляет, как правило две круглые ранки. При укусе змеи яд следует отсосать (в том случае, если во рту нет больных зубов, ран) выплюнуть. Промыть ранку большим количеством воды, прижечь ранку раскаленным ножом, наложить повязку.
10. Вы подошли к реке и хотите напиться. Ваши действия?
Ответ: На низком берегу реки в нескольких метрах от кромки воды выкопать ямку, а когда она наполнится, аккуратно вычерпать. Повторить три раза, после кипячения можно употреблять. Для очистки воды можно использовать березовую кору, кору дуба. Настаивать, либо кипятить 30-40 минут. Позже процедить.
11. Вы попали в зону пожара. Какие варианты спасения возможны?
Ответ: Выходить из зоны пожара нужно в наветренную сторону, используя открытые участки. Если надо пройти через зону горения, то следует задержать дыхание. Если пожар в лесу, нужно следить за падением горящих, деревьев. Загоревшуюся одежду тушить водой, если она есть, или набросить на себя брезент, или подобный материал.
12. Перед Вами река. Хочется поймать рыбу, но как?
Ответ: Крючки можно сделать из значков, булавок, сосновых веток, твердого дерева, из рубашки можно сделать сеть, привязав ее к двум палкам.
13. Вы подошли к реке. Там есть лодка. Правила поведения при переправе на
лодке.
Ответ: Равномерно распределить количество сидящих, чтоб лодка не кренилась на одну сторону, не вставать без разрешения, вычерпывать воду по
мере необходимости.
14. В лесу не передают сводок погоды. Как можно узнать о погоде на завтра?
Ответ: На огонь костра летят насекомые, воробьи купаются в пыли, лягушки выползают из болота, громко квакают (приметы плохой погоды).
Комары и мошки летают «столбом», роем, к вечеру сильно стрекочут кузнечики, утром на кустах, деревьях обильная паутина (приметы хорошей по годы).

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Побывали мы с вами в разных ситуациях, узнали много интересного. Результат игры очевиден, но жюри подводит окончательные итоги и назовёт самых активных игроков, которые будут награждены подарками. 
Жюри называет команду-победителя и самых активных игроков обеих команд, вручаются грамоты и призы.

Литература и ссылки:
1. Журнал «ОБЖ» № 2, № 10. – М,: 1997
3. Правила безопасности во время активного отдыха на природе http://www.pandia.ru/text/77/459/21340.php

РЕЦЕНЗИЯ 
на методическую разработку «Робинзонада: игра - путешествие для учащихся 5-7 классов» преподавателя-организатора ОБЖ 
МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Капранова Романа Сергеевича 

Методическая разработка на тему «Робинзонада: игра - путешествие для учащихся 5-7 классов» представляет собой разработку внеклассного мероприятия по ОБЖ. 
Цель данной разработки – активизация познавательного интереса обучающихся, усвоение учебного материала, закрепление полученных знаний, умений и навыков, с использованием современных групповых, игровых, здоровьесберегающих технологий. 
Мероприятие, представленное в разработке, проходит в нетрадиционной форме виртуального путешествия, в котором принимают участие две команды учащихся и члены жюри. Перед участниками команд ставится задача продемонстрировать свои знания о правилах поведения и выживания в экстремальных условиях. 
Игровая форма проведения мероприятия способствует развитию интереса учащихся к предмету ОБЖ, направлена на формирование практических знаний, умений и навыков, необходимых в жизни каждому человеку. 
Разработка имеет практическую направленность. Особая роль в ней играет развивающий и воспитательный аспект, установление межпредметных связей. Мероприятие объединяет такие направления, как литература, биология, география. Важное место отведено экологическому и нравственному воспитанию. 
Методическая разработка соответствуем требованиям, предъявляемым к работам данного вида, рекомендована для использования во внеурочной деятельности преподавателями-организаторами ОБЖ.

Рецензент: Тананко Н.В., зам директора по УМР МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара 

2 комментария:

  1. Интересная игра. Провел со своими учениками. Было интересно и поучительно. Где знания понадобились, а где и просто смекалка. Дети молодцы. Спасибо за разработку

    ОтветитьУдалить